Все лучшее появляется в силу необходимости. Так появились на свет двигатели «Хонды», имеющие в мире репутацию беспроблемных.

История «Хонды» — это история велосипедной мастерской недалеко от японского города Хамаматсу, в которой в сентябре 1948 года японский гонщик Соитиро Хонда взялся устанавливать на велосипеды старые армейские малолитражные моторы. (По условиям капитуляции стране было запрещено иметь армию, и военная техника распродавалась по дешевке).

ремонт автомобилей honda недорогоОпыт у Хонды был: в молодости он собрал автомобиль, поставив на него авиационный двигатель, и даже участвовал на нем в гонках. Велосипеды с мотором, из которых благодаря Хонде рождалось нечто новое (мопед, а потом мотоцикл), шли хорошо. Япония переживала мотоциклетный бум.

Если в 1946 году было выпущено всего 500 мотоциклов, то двенадцать лет спустя, в 1958-м, объем их производства перевалил за 1 000 000. Соитиро Хонда был одним из многих в Японии, пытавшихся прокормить себя подобным ремеслом. Но через год армейские моторы закончились. Хонде ничего не оставалось, как сделать собственный мотор.

Но перед точно такой же проблемой стояли многие его конкуренты. Тогда Хонда принял революционное решение: сделать мотоциклетный двигатель не двух-, а четырехтактным. В эти, в общем-то, скучные для простого смертного, технические подробности покупателю вдаваться не обязательно. Ну зачем, казалось бы, ему знать про «четыре такта за один цикл»? Но именно эти скучные «четыре такта» сразу же поставили Хонду на голову выше конкурентов.

Те продолжали использовать двухтактные двигатели, недостатки которых были давно известны: быстрее изнашиваются, потому что их поршни подвергаются детонации от взрыва в два раза чаще (два такта за цикл), и по этой причине отвратительно тарахтят. Еще двухтактный двигатель плюется синим дымом, несущим в атмосферу не сгоревшие бензин и масло.

Ничего радостного, как видим, в двухтактном двигателе не было. Но и четырехтактный, более прогрессивный, сам по себе не мог гарантировать «Хонде» успеха. Ведь четырехтактными двигателями снабжены теперь все автомобили, но бывают автомобили очень хорошие, а бывают и очень плохие.

До войны и некоторое время после войны японские товары совершенно не котировались в мире. О том, почему вдруг в Японии стали выпускать хорошие товары, экономисты всего мира, изучающие «японское экономическое чудо», написали горы книг. Сделали вывод: японские предприятия охвачены борьбой за качество.

Привели массу курьезных примеров: рабочие добровольно записываются в кружки качества; молодые инженеры после работы собираются человек по восемь в барах и за чашкой сакэ шесть часов горячо обсуждают, как им сократить время переналадки пресса с одной минуты до двенадцати секунд. Если, к примеру, ваша «Хонда» отказала в гарантийный срок, вы можете быть уверены: по следам поломки произведут целое расследование, главная цель которого не наказание виновного, а устранение причин, помешавших покупателю получить первую радость.

Напомним: по Хонде, без радости Потребителя не может быть радости Производителя.

Поэтому поломка вашей машины превращается для сотрудников «Хонды» в серьезное огорчение, избежать которого можно только поставив максималистскую сверхзадачу — создать совершенное изделие.

По свидетельству изучавших японское производство американцев, японцы не принимают термина «совершенство», а говорят «нуль дефектов»; утверждают, что «стоимость» и «качество» суть одно и то же, все остальное — «издержки».

Еще одна максима японского производства: оптимальным количеством изделий в серии объявляется 1 (одна) штука. Если суммировать вышесказанное, то получается, что японцы вообще не мыслят «категорией товара», то есть делают не двигатель как таковой, а его качество.

И единственным критерием качества объявляют само совершенство. Поэтому массовое производство «Хонды» устойчиво выдает автомобили среднего класса, которые, по свидетельству автомехаников, собраны с не меньшей тщательностью, чем западноевропейские представительские машины ручной сборки.

Формула Трех радостей дала «Хонде» философию совершенного качества. Но нужна была воля, материализующая стремление к совершенству. Такую волю компании дал Гоночный дух, как и Три радости, официальный принцип фирменного менеджмента «Хонды».